Сегодня:
Заработай на покупках!

От 03-09-2006 05:49:30

Кованые декорации

Недвижимость

Кузнечное дело издавна считалось одной из самых сложных и самых художественных профессий, и нередко его из категории ремесла переводили в категорию искусства. Ведь невозможно создать два одинаковых кованых изделия,как невозможно написать две одинаковые картины или рукописи. Пожалуй сложно представить себе более древнее и более вечное искусство, чем ковка.

Законы популярности

Интерес к кованым изделиям то вспыхивал, то гас. В начале ХХ века,когда человечество увлеклось механическим покрытием металла, кузнецы оказались без работы. Однако во все времена существовали ценители,которые понимали, что душой обладает лишь тот металл, которого коснулась рука кузнеца.
Сегодня кованые изделия снова становятся популярными, что объясняется многими причинами. Во-первых, только кованое изделие способно придать интерьеру или загородному участку яркий, индивидуальный облик. Во-вторых, металл является одним из наиболее долговечных и надежных материалов,который долгие годы сохраняет свой внешний вид и не требует специального ухода. В-третьих, кованые изделия способны органично вписаться в любой интерьер, подчеркнуть стиль - от классики до модерна и хай-тека.
Кроме того,у металла есть удивительная особенность органично дополнять любой материал, при этом не только не нивелируя, но и подчеркивая его свойства. Так, кованые изделия могут прекрасно сочетаться с камнем, деревом, плиткой, стеклом и даже тнкстилем, эффектно украшая любые жилые пространства.
Что же касается функциональных свойств, то кованые решетки будут служить верой и правдой долгие годы, надежно защищая от непрошеных гостей. Кованые лестницы никогда не будут скрипеть, а кованые предметы интерьера не выцветут и не выйдут из моды. Ковка была, есть и будет актуальной во все времена, как любое бессмертное искусство.
Диапазон решений

Изделия из "ожившего" металла широко используются в жизненном пространстве человека. И имея в доме хотя бы один кованый предмет, хозяин автоматически попадает не только под опеку Гефеста, но и в круг посвященных эстетов. Так, кованые изделия можно условно поделить на несколько групп, в зависимости от назначения и области применения.
БЫТОВЫЕ - это изделия, которые мы используем ежедневно, функционально предназначенные для облегчения нашей жизни. К ним можно отнести всевозможные кованые подставки, подсвечники, вешалки для одежды, вазы и вазоны для цветов, ножи, пепельницы, топорики и многое другое.Как правило,такие изделия создаются в единичном экземпляре и представляют собой авторскую работу.
ИНТЕРЬЕРНЫЕ. Эта группа кованых предметов призвана не столько облегчить наш быт, сколько украсить его, придать индивидуальность и неординарность нашему жилому пространству. Как правило,подобные изделия заказывают, исходя из стилевой направленности интерьера(барокко, модерн, классика), чтобы расставить в нем необходимые дизайнерские акценты. К таким предметам относятся всевозможные рамы для зеркал,торшеры и напольные светильники, люстры, многочисленные перегородки, перила для лестниц и ширмы, а также разнообразные каминные аксессуары.
САДОВЫЕ изделия предназначены исключительно для загородных участков. Это всевозможные скамейки, столики, фонари, беседки, ограды, ворота, калитки, статуэтки, указатели и специальные приспособления для солнечных часов. Эти предметы способны украсить любой участок и требуют определенного мастерства и техники исполнения. "Наружная" ковка, как правило, отличается особой механической прочностью и атмосферостойкостью.
Власть над "живым" металлом

Качество, стоимость и эксклюзивность кованого изделия зависят от типа технологии, используемого материала и, наконец, мастерства кузнеца. Еще древние ремесленники использовали два основных вида ковки, каждый из которых был предназначен для отдельной группы изделий и ценился по-своему.
Несмотря на то, что набор орудий кузнеца во все времена оставался неизменным - горн, наковальня, молот или кувалда, всевозможные щипцы и место, где изделие остывает, - каждый вид ковки имеет свои особенности.
Самая трудоемкая, изысканная и дорогая художественная( или,по словам кузнецов, " живая" ) ковка. При такой технологии материал нагревается до невероятно высоких температур, после чего мастер лепит из него деталь, словно из пластилина или из глины, а затем охлаждает изделие (в воде, масле или на открытом воздухе, в зависимости от материала).
Каждый предмет художественной ковки существует в единичном экземпляре - никогда металлический стебелек, который был "вылеплен" мастером из раскаленного металла, не будет повторен. Никакой компьютер или лазер при всем их совершенстве не создадут такого неповторимого штриха, нанесенного резцом, не сделают таким выверенным и исполненным шарма ковочный рисунок декоративной рамки или металлической скульптуры. Подобный вид ковки обеспечивает также максимальную прочность и долговечность готовых изделий, ведь именно таким образом металл закаляется.
Изделия горячей ковки всегда можно отличить по внешнему виду. У них причудливые формы, практически нигде не повторяется толщина или длина деталей, они чрезвычайно прочные и имеют минимальное количество спаек и соединений. Путем горячей ковки выполняют в основном бытовые и интерьерные предметы, значительно реже - изделия для садовых нужд, и уж только миллионеры могут позволить себе подобную роскошь в качестве ворот и заборов.
горячая ковка требует к себе особого отношения - металл в разогретом состоянии чрезвычайно капризен, поэтому создавать произведения кузнечного искусства могут не подмастерья, а только опытные профессионалы.
"Холодное" искусство

Холодная ковка менее кропотлива, требует меньших временных и материальных затрат. Несмотря на то, что кузнецы называют такой вид работы с металлом "неживым", предметы, выполненные по такой технологии, впечатляют не меньше. Cвоим названием этот вид ковки обязан тому, что при работе металл не нагревают до высоких температур. Как правило, существующие заготовки - прутья, металлические листы, декоративные элементы, вырезанные вручную или машинным способом, - гнут, придавая им необходимую форрму, после чего все детали спаивают между собой. Чаще всего для создания холодных изделий используют не столько ручной труд, сколько труд прессовальных машин, автоматических молотов и кувалд.
Предметы, выполненные путем холодной ковки, как правило, изготавливают по специальным шаблонам, поэтому они серийны, а не эксклюзивны. Хотя уровень их исполнения в большинстве случаев достаточно высок, и визуально их непросто отличить от "горячих" аналогов, однако по цене они в три-пять раз дешевле.
Как правило, с помощью холодной ковки изготавливают крупные конструкции (решетки, балконы, беседки, скамейки и др.), состоящие из геометрически правильных повторяющихся элементов.
Одна из разновидностей холодной ковки - штамповка или чеканка. Принцип в обоих случаях одинаковый: заготовка помещается в определенную форму, из которой выходит уже готовое изделие. Штамповку использовали испокон веков, однако сегодня этот процесс значительно усовершенствовался благодаря дополнительным техническим возможностям. При помощи штамповки можно достаточно быстро получить разнообразные мелкие детали, которые впоследствии спаиваются с крупными элементами изделия - например, лепестки цветка или крылья петуха-флюгера. Сварка различных элементов может быть разной - и газовой, и полуавтоматической, и электродуговой. Особой популярностью благодаря удобству и надежности пользуется аргонная сварка.
То, что в основе

В создании кованого изделия мастерство кузнеца, несомненно, играет роль, однако важен и материал. Сегодня, как и много веков назад, для ковки используют в основном медь, латунь, бронзу,а также всевозможные сплавы, в основе которых, как правило, лежит сталь. Сталь - это не что иное как сплав железа и углерода. Причем от количества углерода зависит прочность стали. Чтобы не вдаваться в сложные технические расчеты, остановимся на самой распространенной классификации стали: низкоуглеродистая, среднеуглеродистая и высокоуглеродистая.
НИЗКОУГЛЕРОДИСТАЯ СТАЛЬ (СТ1) - с содержанием углерода 0,1 до 0,25 % - отличается высокой пластичностью и легкостью в работе. Она устойчива к многократным термическим обработкам, однако не выдерживает тяжелых механических нагрузок.
СРЕДНЕУГЛЕРОДИСТАЯ СТАЛЬ (СТ2) - с содержанием углерода от 0,25 до 0,6 % - менее гибкая, но более прочная. Ее используют для изготовления решеток, скамеек, беседок и т.д.
ВЫСОКОУГЛЕРОДИСТАЯ СТАЛЬ (СТ3) - с содержанием углерода до 2 % - характеризуется высокой твердостью и степнью закаливаемости. Ее используют в холодной ковке при производстве массивных конструкций.
Кроме того, практически в любую сталь добавляют определенное количество примесей - никеля, мышьяка, меди, фосфора или серы, в зависимости от функциональной необходимости. Также сталь подвергают различным видам обработки - закалке, отжигу, нормализации и отпуску.
Сохранность превыше всего

Чтобы изделие долгие годы не теряло своего внешнего вида и радовало хозяев оригинальностью и эстетической свежестью, его нужно подвергать специальной обработке.
Если искусство ковки с годами не изменилось принципиально и по-прежнему произведением кузнечного мастерства является "живой" кованый элемент, то окружающая среда изменилась. А вместе с ней и устойчивость металла к внешним воздействиям. Поэтому "дедовские" рецепты защиты со временем устарели, сегодня актуальны те средства и технологии, которые способны эффективно бороться с одним из главных врагов металлических поверхностей - грязным воздухом, в избытке содержащем вредные химические элементы (например, сернистый ангидрид). В первую очередь необходимо защищать поверхности, которые подвергаются постоянному влиянию окружающей среды, то есть находятся на улице. Сегодня наиболее популярной защитой служат всевозможные автомобильные антикоррозийные краски и грунтовки. Мороки с ними немного, при нанесении особых сложностей не возникает, да и по цене они доступны. Кроме того, они не меняют существенно внешний вид изделия. Для этих же целей иногда используют разнообразные лаки, эмали, краски и грунтовки для металла.
Существует и радикальный, надежный, но очень дорогой способ уберечь изделие - оцинковка и гальванопластика. В этом случае само изделие может оказаться дешевле его обработки.
По работе и цена

Прежде чем заказывать кованый элемент, необходимо вооружиться знаниями - выяснить, сколько это может стоить и каким образом оформляется сделка.
Не следует забывать и об индивидуальной особенности металла: каким бы красивым, воздушным и невесомым ни казалось кованое изделие, на самом деле оно может весить несколько десятков килограмм. Поэтому, заказывая, к примеру, люстру, нужно сначала прикинуть, выдержит ли потолок ее вес. То же самое касается и других подвесных изделий.
Если говорить об этапах работы над изделием, то их несколько, и стоимость всех этапов,к которой добавляют стоимость материала, в итоге составляет общую цену изделия.
Первым делом необходимо опредилиться с типом, назначением, формой и размерами изделия - в кузнечной мастерской или специализированном салоне вам, как правило, предложат каталоги со всевозможными вариантами как функциональных, так и декоративных кованых предметов. Можно разработать эскиз детали или конструкции самостоятельно или привлечь процессу грамотного дизайнера, но при этом стоимость шаблонного аналога будет значительно дешевле изделия, выполненного по индивидуальному заказу. Этот же этап предполагает выбор металла, детальную разработку чертежей и создание картонного макета.
После того как макет утвержден заказчиком ( индивидуальный проект потребует больше не только материальных, но и временных ресурсов ), кузнецы изготавливают основные детали будущего изделия. В зависимости от размера и сложности над изделием работает один кузнец или группа профессионалов, каждый из которых отвечает за свой участок работы. Когда все детали созданы, осуществляется предварительная сборка - если какая-то часть не подходит, ее тут же переделывают. Как правило, такие форс-мажоры учтены в итоговой смете заказа. В стоимость также входят нарезка, штамповка, обработка материала, оригинальное мастерство кузнеца и др. Затем определяются со способом сварки ( лучше если она будет аргонная ) и, наконец, на последнем этапе зачищают швы и наносят антикорозийное финишное покрытие. Кто-то может отказаться от подобной услуги и обработать изделие самостоятельно. Правда, нанесение патины и потали ( для придания металлу стильного, слегка "усталого" вида ) требует все-таки определенной квалификации.
Монтаж массивного готового изделия ( к примеру, лестницы, ворот или беседки ), так же как и доставка, могут входить в общую стоимость заказа. Итоговая цена металлического совершенства, включая все накладные расходы, способна испугать нерасчетливого заказчика. Но, как известно, красота не может стоить дешево. И уж тем более запечатленная на века.
Не овладев вначале элементарными, а затем и сложными приемами кузнечного дела, мастеру никогда не стать настоящим художником. Даже при соответствующих задатках. Казалось бы, чего проще: накалил железку и молоти по ней молотком или кувалдой. Но не тут-то было. Ковка вообще, а художественная тем более, не терпит дилетантства ни по отношению к материалу, ни по отношению к ковачному инструменту. Слишком велик престиж произведений, созданных в технике ковки художникам по металлу разных стран и времен. И это, несомненно, вдохновляет современных мастеров на создание новых шедевров.
Прислал: administrator
   Рейтинг статьи   
Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

   Опции   
Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу
Отправить статью другу Отправить статью другу
   Ссылки по теме   
Прогноз цен на недвижимость
Технология изготовления полов.
Строительство деревянных домов: современные тенденции.
Мансардные окна
Резиновая плитка

Комментарии к статье "Кованые декорации"
Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста зарегистрируйтесь или войдите под своим логином
Заработай на покупках своих товаров!
Новости :: Архив статей :: Контакт с автором :: rss